Бернард Шоу

bernard shou 1

Биография

Джордж Бернард Шоу был великим драматургом ирландского происхождения, лауреатом Нобелевской премии по литературе, автором многих пьес и нескольких романов.

Детство и юность

Будущий драматург родился в столице Ирландии Дублине в 1856 году. Его отец, Джон Шоу, торговал зерном, но вскоре обанкротился и постепенно впал в алкоголизм. Мать Люсинды Шоу была профессиональной певицей. Помимо Бернарда, в семье было еще двое детей, девочки Люсинда Фрэнсис и Элинор Агнес.

В детстве мальчик посещал дублинский колледж Уэсли, а в течение одиннадцати лет — протестантскую школу, где особое внимание уделялось не науке, а духовному развитию детей. При этом пасторы не уклонялись от телесных наказаний и бичевали детей только для себя.

Молодой Бернард ненавидел школу и всю систему образования, которую он видел в классе. Позже он вспоминал, что был одним из худших, если не последним, учеником в классе.

В пятнадцать лет Шоу устроился клерком в бюро недвижимости. У родителей не было денег, чтобы оплачивать учебу сына, но семейные узы помогли молодому человеку устроиться на довольно хорошую в то время работу. В его обязанности входил сбор денег с бедняков на жилье. Воспоминания об этом непростом периоде отражены в одной из «гадких песен» под названием «Дом вдовца».

Когда юноше было шестнадцать, его мать, забрав обеих дочерей, бросила отца и уехала в Лондон. Бернар остался с отцом в Дублине, продолжая карьеру в сфере недвижимости. Четыре года спустя, в 1876 году, Шоу уехал к матери в Лондон, где занялся самообразованием и устроился на работу в одну из столичных газет.

Творчество

Впервые после приезда в Лондон Бернард Шоу посетил библиотеки и музеи, восполняя пробелы в своем образовании. Мать драматурга зарабатывала на жизнь уроками пения, а сын столкнулся лицом к лицу в социальных и политических проблемах.

В 1884 году Шоу вступил в Фабианское общество, названное в честь римского полководца Фабия. Фабий побеждал своих врагов медленно, осторожно и выжидательно. Основная идея фабианцев заключалась в том, что социализм — единственно возможный вариант дальнейшего развития Британии, но страна должна прийти к нему постепенно, без катаклизмов и революций.

В этот же период в Британском музее Бернард Шоу познакомился с писателем Арчером, пообщавшись с которым будущий драматург решил попробовать свои силы в журналистике. Сначала он работал внештатным корреспондентом, затем шесть лет работал музыкальным критиком в лондонском журнале World, а затем в течение трех лет вел театральную колонку в Satterday Review.

Параллельно с журналистикой Шоу начал писать романы, которые в то время не публиковались. Между 1879 и 1883 годами Бернард Шоу написал пять романов, первый из которых был опубликован только в 1886 году. Критики, анализируя первые литературные опыты Бернарда Шоу, пришли к выводу, что в них проявились поразительные черты, характерные для более позднего творчества драматурга: краткие описания ситуации и парадоксальные диалоги.

Когда Шоу был театральным критиком, он был очарован произведениями норвежского писателя Хенрика Ибсена. В 1891 году он опубликовал книгу «Квинтэссенция ибсенизма», в которой обозначил основные черты пьес скандинавского драматурга. В молодости Шоу на театральной сцене доминировали только пьесы Шекспира, а также небольшие мелодрамы и комедии. Однако Ибсен, по словам Шоу, стал настоящим новатором в европейской драматургии, подняв ее на новый уровень, открыв острые конфликты и дискуссии между персонажами.

Вдохновленный пьесами Ибсена, Бернард Шоу в 1885 году написал первую из своих «мерзких пьес» под названием «Дом вдовца». Считается, что с этой песни началась биография Шоу как писателя-драматурга. Здесь она родиласьнаступает новая эпоха европейской драмы, острой, актуальной, построенной на конфликте и диалоге, а не на активных действиях героев.

За ними последовали пьесы «Бюрократия» и «Профессия миссис Уоррен», буквально взорванные первоклассной викторианской Англией, ее неприкрытой актуальностью, едкой сатирой и правдивостью — этим методом заработка.

Противоположность этой злой женщине в искусстве

Выступает ее дочь. Девушка, узнав об источнике заработка матери, уходит из дома, чтобы честно заработать на жизнь. В этой работе Шоу ясно показал реформированный характер творчества, подняв новые темы для английской литературы и театра, острые и актуальные, политические и социальные. Жанр реалистической драмы Бернарда Шоу обогащен тонким юмором и сатирой, благодаря чему его пьесы приобретают необычайную привлекательность и силу послания.

Бернард Шоу наблюдает за репетицией спектакля

Создав беспрецедентный для своего времени прецедент своими «неприятными пьесами», Шоу выпустил серию «хороших пьес», «Оружие и мужчина», «Избранный», «Мы увидим», «Кандид».

На рубеже веков именно зрелый автор, человек с полностью сформировавшимся мировоззрением создает такие шедевры, как «Большая Барбара», «Цезарь и Клеопатра», «Человек и Супермен» или «Пигмалион».

«Пигмалион» — одна из пьес Бернарда Шоу, емкая, многогранная и сложная вещь, которой посвящены многие книги и научные монографии. В центре повествования — жизнь бедной флориста Элизы Дулиттл и богатого благородного мистера Хиггинса. Последний хочет сформировать цветочницу, женщину из высшего общества, точно так же, как мифический Пигмалион создал свою Галатею из куска мрамора.

Удивительное преображение Элизы помогает раскрыть душевные качества, врожденную доброту, благородство простого цветовода. Ссора двух кавалеров грозит трагедией девушке, внутренней красоты которой они не заметили.

Еще одним значительным произведением драматурга стал спектакль «Дом, в котором разбиваются сердца», написанный после Первой мировой войны. Шоу недвусмысленно обвинил британскую интеллигенцию и сливки общества в том, что они погрузили страну и всю Европу в пучину разрушения и ужаса. В этом произведении хорошо видно влияние Ибсена и Чехова на творчество Шоу. Сатирическая драма становится гротескной, аллегорической и символической.

Война еще больше подтвердила приверженность Бернарда Шоу социализму. До конца своих дней он был убежден, что социалистическая Россия является образцом для всего цивилизованного мира, и что общественно-политический строй СССР является единственно правильным и правильным. К концу жизни Шоу стал идейным сторонником сталинского режима и даже посетил СССР в 1931 году.

Некоторое время драматург был склонен верить, что только диктатор может навести порядок в государстве и обществе, но после прихода к власти в Германии Гитлера отказался от этой идеи.

В 1923 году он посмотрел лучшее, по мнению критиков и почитателей Бернарда Шоу, произведения «Святая Жанна» о жизни, деяниях и мученической смерти Жанны д’Арк. Более поздние пьесы «Горько, но правда», «Сломался», «Миллионер», «Женева» и другие не нашли признания публики при жизни автора.

Личная жизнь

После смерти Бернарда Шоу его пьесы разошлись по театрам по всему миру и до сих пор там ставятся, а некоторые из них обрели новую жизнь в кино. Так, в 1974 году в Советском Союзе через спектакль посмотрели фильм «Женщина-миллионерша», имевший грандиозный успех. Главные роли исполнили: Ю. Борисова, В. Осенев, В. Этуш, Ю. Яковлев и другие актеры.

В 1898 году Бернард Шоу женился на Шарлотте Пейн-Таунсенд, с которой писатель встречался в компании фабианцев. Девушка была богатой наследницей, но ее миллионы не интересовали Бернарда. В 1925 году он даже отказался присуждать ему Нобелевскую премию,а деньги должны были пойти британскому послу Артуру Даффу. Затем деньги пошли на создание фонда переводчиков.

С Шарлоттой Бернард Шоу жил душа в душу сорок пять лет до ее смерти. Детей у них не было. Конечно, брак не всегда идеален, и у Шоу с женой тоже есть ссоры.

Смерть

И да, писатель, как говорят, влюблен в знаменитую актрису Стеллу Патрик Кэмпбелл, для которой он написал «Пигмалион», придумав очаровательную Элизу Дулиттл.

Вторую половину жизни драматург провел в Хартфордшире, где у них с Шарлоттой был уютный двухэтажный дом, окруженный зеленью. Здесь писатель жил и работал с 1906 года до своей смерти в 1950 году.

Оцените статью
Необычные новости со всего мира
Добавить комментарий