Кто придумал карусель

kto pridumal karusel interesnye fakty Это интересно

30 июня 1559 года на Королевской площади в Париже прошел турнир, посвященный подписанию мирного договора с Испанией. Король Генрих II любил турниры и всегда был активным участником, как и ожидалось от монархов того времени. Уже в эпоху Возрождения турниры считались относительно безопасным занятием, а турнирные доспехи были изготовлены таким образом, что нанести телесные повреждения сопернику было практически невозможно. Однако, когда король дрожал от графа Монтгомери, случилась беда: графское копье сломалось, и осколок застрял в глазнице шлема Генриха II. Король умер в агонии 10 дней, а после его смерти турниры ушли в прошлое, сначала во Франции, а затем по всей Европе.

Вдова Генриха II, Екатерина Медичи из Флоренции, хоть и запретила участие в турнире, но пыталась найти достойную замену, ведь такие празднества ясно показывали величие и мощь монарха в глазах его подданных. Италия была законодателем моды в то время, поэтому средневековые военные фестивали были заменены эстетикой фестивалей итальянского Возрождения и щедрыми аллегорическими представлениями. За это время суд Медичи нашел подходящую замену турнирам — карусели на санях: масштабные представления, основанные на древних или легендарных сюжетах, с десятками придворных наездников, исполняющих конные балеты и всевозможные упражнения, не вступая в непосредственный бой друг с другом.

Таким образом, карусель, возникшая при флорентийском дворе, вскоре распространилась на Францию, а оттуда — на все европейские страны.

С началом периода барокко Франция начала диктовать моду на праздники. Король Людовик XIV не отличался массивным телосложением и ростом, он не был великим полководцем, в отличие от своих маршалов. Однако церемонии при Версальском дворе были организованы с таким умением, что король, их самый активный участник, казался своим подданным истинным богом. Многочисленные зарисовки и гравюры с торжеств той эпохи показывают фантастические и величественные картины, на которых выступал король и его свита.

Одним из торжеств этой эпохи, задававших моду более века, была огромная карусель, установленная в Париже перед дворцом Тюильри в 1662 году. Хотя самого дворца давно нет, площадь перед ним до сих пор называют «Place du Carrousel» в память об этом великом событии.

Фестиваль эпохи Возрождения-барокко — это миниатюрный космос, поэтому главной темой карусели было выбрано соревнование пяти народов со всего мира. Были турки, персы, индусы, римляне во главе с царем и даже карусель американских индейцев. Конечно, в каждом конном шествии участвовали не жители далеких стран, а придворные французского короля, одетые в экзотические «карусельные» костюмы, мало имевшие отношения к настоящим этнографическим костюмам. Костюм в первую очередь демонстрировал богатство своей обладательницы, поэтому десятки наездников сияли золотом, бриллиантами и гигантскими перьями в половину человеческого роста, к изумлению простых парижан, которые никогда не видели ничего подобного. Празднование было запечатлено на гравюрах, которые быстро распространились по дворам Европы.

К сожалению, от каруселей осталось мало вещественных доказательств. Менталитет придворных этой эпохи заключался в том, что застолье было щедрым, поэтому его проводили только один раз (за некоторыми исключениями), и все, что использовалось на празднике, также использовалось только один раз. Поэтому роскошную одежду сшивали, а украшения убирали. Счастливое исключение — Швеция, где традиционно хранились костюмы монархов, поэтому до сих пор в коллекции королевского дворца есть прекрасно сохранившийся карусельный костюм короля Карла XI. Благодаря ему мы можем представить себе роскошь празднования этой эпохи. Надо сказать, что немногие могли позволить себе великолепие Версальского двора. Шведскому двору пришлось изготавливать старинные доспехи из папье-маше для своей карусели, а скандинавский климат заставил карусель оченькороткое время, потому что в римских доспехах они должны были сплющиваться при минусовых температурах.

Однако после реформ Петра Великого традиция празднования европейского двора была перенесена в Россию, северный климат стал злой шуткой для организаторов крупнейшей карусели в России. Вступив на престол, Екатерина II, следуя традициям эпохи, пыталась упрочить свое положение путем массовых гуляний. В июне 1765 года перед Зимним дворцом была запланирована карусель. Эта карусель была призвана воспроизвести ту же знаменитую карусель времен Людовика XIV ранее. Директор карусели, главный тупик императрицы князь П. И. Репнин внимательно изучил описания, гравюры и костюмы этого праздника. Чтобы посмотреть или принять участие в акции, приехали тысячи дворян со всей России. Архитектор Антонио Ринальди построил амфитеатр по всей дворцовой площади и там. Лето 1765 года было таким дождливым, что как ни старались перенести дату карусели, погода мешала. Праздник пришлось отложить на год, что дорого обошлось как казне, так и участникам праздника.

Но в следующем году все обошлось без проблем. По масштабам этот праздник действительно был сопоставим с французским. На карусели были кадры народов со всего мира, но к карусели добавились привычные народы (римляне, индейцы, турки), что, впрочем, не коснулось костюмов всадников, одетых в античном стиле. Помимо холостяков, на праздник присутствовали и дамы, но не на лошадях, а в колесницах. Кавалеристы выполняли стандартные упражнения — снимали кольцо с копья, метали дротик в цель, отрезали головы манекенам. Судьи внимательно наблюдали за соревнованиями, и если на каруселях с участием монарха победитель был определен, то здесь судьи не были изящным телом, но они действительно не соглашались, кто получит первый приз — ромбовидную пуговицу и петлицу для шляпы. В итоге первая премия была присуждена подполковнику Чирацкого полка князя И. А. Сачовского.

В конце 18 века в моду постепенно возвращаются готика и рыцарский роман. Император Павел, любитель рыцарства, также намеревался устроить карусели в своей резиденции в Гатчине. Он инициировал строительство турнирной арены, которое так и не было завершено из-за его преждевременной смерти.

Восемнадцатый век закончился смертью Павла, а новая, более прагматичная эпоха началась с ликвидации экстравагантных барочных празднеств. Тем не менее традиция каруселей, запряженных лошадьми, не угасла, а просто изменилась. Ко второй четверти XIX века готика стала самым модным и популярным направлением в архитектуре, а исторический роман — самым популярным жанром литературы. Россия давно находится в русле европейской моды. Император Николай I, страстный англофил, поклонник Вальтера Скотта, избрал готику официальным стилем своей резиденции в Петергофе, и прежде всего в парке «Александрия». С тех пор конная карусель — это прежде всего игра Средневековья, даже не само Средневековье, а «мечта» об эпохе из волшебного рыцарского романа или старинной сказки.

Императрица Александра Федоровна (Фридрих Шарлотта Вильгельмина), жена Николая I, была названа Белой розой в честь героини романа де ла Мотт Фуке «Волшебное кольцо». Это романтическое прозвище сохранилось в России, а венок из белых роз украшал герб царской резиденции. В 1829 году, в день рождения императрицы, в Потсдаме в ее честь прошла одна из величайших рыцарских каруселей XIX века — Магия Белой розы. Само название указывало на сказочную тематику праздника. Придворный архитектор Карл Фридрих Шинкель поместил декорации в духе классицизма перед королевским дворцом. Рыцарские кадры, одетые в стилизованные средневековые доспехи, проходили через огромные триумфальные ворота. Рыцари демонстрировали верховую езду, конные балеты, театральные бои и упражнения на мастерство. Помимо рыцарских кадрилейгостям были представлены многочисленные «живые картинки», а завершились торжества балом и вручением призов победителям. Память о застолье сохраняется надолго, а альбомы иллюстраций выпускаются и переиздаются десятилетиями.

Николай I также решил устроить большой рыцарский пир в Царском Селе, месте, где хранилась большая коллекция оружия и доспехов, ныне представленных в Рыцарском зале Эрмитажа. Императору и его придворным пришлось впервые в жизни надеть средневековые доспехи, которые не всегда подходили персонажам. Следует отметить, что во времена прусской карусели брусья были специально изготовлены и очень отдаленно напоминали средневековые доспехи. Ф. Плитке, наставник великого князя Константина Николаевича, оставил после себя такие забавные воспоминания: «Господа получили доспехи из Арсенала. Все для того, чтобы убирать и приносить их в течение недели, а дамам — для шитья костюмов. Все они были сбиты с ног. Вы бы видели этих несчастных людей, когда они садились … в железных ящиках, а не в пришитых к ним совершенных мучениках, и в этом состоянии верхом на лошади. Рекордные кавалеристы признавались, что они были совсем не спокойны, тем более что лошади совсем не такие. К таким персонажам привык. Государь, примеряя шлем, чуть не задохнулся. С его склонностью проливать кровь на голову. Словом, тоска наполняла душу до конца. Между тем этот факт интересен и стоит помнить ». не все отзывы были столь критичны. Сам Константин Николаевич остался доволен этим праздником: «Была карусель, мужчины в заплатках, дамы в костюмах. Мы пажи. Все в восхищении. Однако, судя по знаменитой картине Верне, убийцы были намного проще людей в легких костюмах.

Оцените статью
Необычные новости со всего мира