Пенитенциалий святого Колумбана

penitenczialij svyatogo kolumbana Лайфстайл

ПЕНИТЕНЦИАЛИЗМ СВ. КОЛОНКА 1

История Церкви — это самое глубокое и почти неизведанное море человеческого опыта и памяти в послереволюционной отечественной исторической науке. Церковное право и вообще церковная история появились на страницах исследований, позорно скрытых под помпезным видом некой «светской» материи — будь то крестовый поход, социальные и политические причины перехода от арианства к католицизму и т. Д. Отсутствие актуального, качественно уникального исторического материала и т. Д. Церковь для полной и объективной реконструкции исторического процесса во всех его сферах неоднократно подчеркивалась в последние годы на различных научных симпозиумах и конференциях.

В последние годы как зарубежная, так и отечественная историография все чаще обращается к пенитенциарным исследованиям как к оригинальным свидетельствам существования средневековья, раскрывающим его неизвестное без полезных страниц. Покаянные места представляли собой инструкции для настоятелей монастырей и приходских священников, связанные с наложением церковных покаяний на преступников, имевшие определенные особенности юридических кодексов. Они содержат информацию о церковной и светской жизни, взглядах духовенства и мирян, церковных правилах, признании идеи греховности и исправительных мерах, человеческом образовании через исцеление души посредством моральных и физических наказаний и многое другое. Перевод покаяния св. Колумб представляет старейший учебник церковных наказаний в континентальной Западной Европе, сочетающий островную, ирландскую схему таких работ, которая развивалась с 5-го и особенно с 6-го века, с повседневной реальностью континента, наблюдаемой Колумбом. В тексте содержатся нормы церковных наказаний как для черного, так и для белого духовенства и мирян. Это особый этап в развитии раннесредневековой исповеди, покаяния (покаяния) и пастырского попечения о верующих. [225]

Колумбан родился в юго-восточной части Ирландии (Лагея, современный Ленстер) в 543-561 годах, он отправился миссионером во Францию ​​около 575-591 годов, после многих лет был изгнан из Франции. 610 г. и умер в монастыре Боббио, который он основал в Италии, 23 ноября 615 г. Он был одним из активных участников широкого миссионерского движения от Ирландии до варварской Европы3, основал несколько монастырей (самые известные из которых, Люксале и Боббио, стали главными культурными центрами средневековой Европы) и воспитал множество учеников и последователей. Многие из его писем, приказов, открыток, стихов и других произведений сохранились 4. Среди них — penitentialium (Poenitentiale Columbani или Sancti Columbani abbatis de poenitentiarum mensura taxanda liber), написанная им во Франции, вероятно, в Luxale. Это доходит до нашего времени в двух кодексах Национальной библиотеки Турина (C. V. 38, IX-X вв .; C. VII. 16, IX, X или XI вв.). Была также третья, неопубликованная рукопись, использованная в 1626 году Патриком Флемингом для составления Собраний сочинений Колумба (оставшихся неопубликованными в то время, позже опубликованных в 1667 году).

Памятник разделен на две части, которые условно называются покаянной А и покаянной Б. Бесконечные споры ведутся о том, какая часть была написана раньше и была ли короткая часть А написана самим Колумбэном, который позже развил свои идеи в части Б в более позднем подробно и несколько иначе, или же А — это покаяние В, разорванное после смерти автора. X. Шмитц считал, что Колумб вовсе не был автором penitentialium (текст которого Шмитц приписал VIII веку) и не мог быть связан ни с одним penitentialium. Шмитц полагал, что ссылки в Житии Колумба, написанном братом Йонасом из Боббио по просьбе третьего настоятеля, Боббио Бертульфа, на активную покаянную практику поколения после Колумба тех, кто жил в районе Луксале, еще не указывают на существование ранее записанной практики покаяния.

книга, документ

5. Отец Сибасс, который выступал против него, сослался на ирландскую практику. действовать в душе [227] [заповедь] — тем больше каторга через шесть месяцев; поменьше — 40 дней на хлеб и воду (т. е. от полугода за умышленное убийство до 40 дней за уход из религиозной общины).

3. Но если кто согрешит делом, если он совершит грехи непредумышленного убийства или содомии, пусть он будет наказан десятью годами; если он совершит прелюбодеяние только один раз, пусть он будет наказан тремя годами; если чаще, то наказывают семью годами; Если он убежит и нарушит [монашеские] обеты, если пожалеет [и] быстро вернется — трижды по 40 [дней]; с другой стороны, если через [много] лет [возвращается] — он подвергается трехлетнему эпитету (в сохранившихся рукописях середина абзаца кажется несколько искаженной). Л. Билер исправляет этот абзац, перемещая слово «монах» в начало следующего полу-предложения: «если монах убежал и совершил преступление» (The Irish Penitentials. P. 97, 245))

4. Если кто-то ворует — год покаяния.

4а. Если кто-то нарушит присягу — 7 лет тюрьмы.

5. Если кто-то ударит брата [или монаха] в раздаче и проливает кровь, — 3 года покаяния.

6. Если, однако, кто-то напивается и рвет или рвет вверх священными дарами (жертвоприношение) из-за слишком большого объема — 40 дней покаяния. Однако, если его вырвет на Святое Причастие из-за своей нездоровой природы, у него будет семь дней, чтобы покаяться. Если кто-то потеряет Святое Причастие, он покается в течение года.

7. Если кто осквернен, год покаяния, если он молод.

8. Если какое-либо лицо даст показания добровольно под ложной присягой, он покается в течение двух лет с потерей или возвратом вещи.

Итак, о важных вещах, а теперь о мелочах непослушного поведения.

9. Кто что-то делает в одиночку, не спрашивая, или кто возражает и говорит: «Я не буду делать», или кто шепчет — если важный вопрос [букв. «Великий»] — назначаются три дополнительных [специальных, значимых выше средней школы] должности (можно предположить, что длились они один день), если маленькие — один. Действительно, слово против (другого) сказанного просто наказывается 50 ударами; а если с умыслом [намерение — противодействие, спор] — наказывается молчанием; а если в ссоре — семь дней покаяния.

10. С другой стороны, тот, кто клевещет на клеветника или охотно слушает его, перенесет еще три поста, а в случае упоминания — семь дней покаяния.

11. Но тот, кто презирает своих начальников из-за самоправедности или богохульствует над принципами, будет исключен, если он сразу же не скажет: «Я сожалею о том, что сказал»; но если он не будет полностью смиренным, он будет сожалеть в течение сорока дней, потому что он заражен болезнью самоправедности.

12. Рассказчик должен быть наказан молчанием, необузданный кротостью, постом, сонный бдительностью, [228] гордый тюремным заключением, опустошенный отвержением; пусть каждый страдает в точности по своим заслугам, чтобы благочестие продолжалось должным образом.

В. Различие вины порождает различие смирения. Потому что целители тела производят разные виды лекарств, потому что они готовят их одним способом для заживления ран, другим для лечения болезней, другим для лечения абсцессов (опухолей), третьим — для синяков, третьим — для нагноения, третий — для лечения. глазные болезни, некоторые переломы, некоторые ожоги. Таким же образом духовные целители должны лечить различные виды ухода за душевными ранами, болезнями, печалями, сожалениями, слабостями. Но поскольку это (качество целителя) присутствует у немногих людей — действительно прекрасно знать, как лечить и возвращать слабых к состоянию обновленного здоровья — хотя бы немного (мы должны заявить здесь) в соответствии с древними традициями и частично в нашем понимании, — частично фактически пророчеством, частично знанием.

Во-первых, необходимо установить смертные грехи, которые караются даже наказанием по закону.

1.Если священник совершает убийство и убивает своего товарища, пусть он проведет десять лет в ссылке, чтобыстрадать. Тогда пусть он вернется домой, если он хорошо покаялся, на хлебе и воде, согласно епископу или священнику, с которым он покаялся и которому он был вверен; (при условии, однако, что он доставит удовольствие родственникам убитого, вернув его вместо (их убитого) сына, и скажет: «Все, что ты пожелаешь, я сделаю для тебя. Но если он не удовлетворит своих родственников, пусть он никогда не вернется на родину, и будьте подобны Каину, страннику и пленнику на земле.

2. Если тот, кто совершит величайшее падение («падет величайшим падением») и родит сына, он совершит семь лет аскезы в чужой стране на хлебе и воде. Затем он впервые с согласия священника присоединяется к алтарю.

(3) Но если кто-то предается разврату, как содомиты, пусть он проведет 10 лет аскезы, первые 3 года на хлебе и воде, остальные 7 воздерживаются от вина и мяса и никогда не позволяют ему ночевать ни с кем другим.

4. А если какой мужчина развратник с женщинами, но ребенка не родит, и никто об этом уже не знает, если священник, то 3 года; если монах или диакон — 5 лет; если священник — 7 лет; если епископ, 12 лет.

5. Если кто-то нарушит клятву, -7 лет тюрьмы, и пусть больше никогда не ругается.

6. Если человек убивает кого-то своим колдовством, он кается 3 года в соответствии с мерой хлеба и воды (cum pane et aqua per mensuram), и еще 3 года он воздерживается от вина и мяса, а затем возвращается к причастию только на седьмой год. Но если кто-либо из мужчин выполняет свои заклинания [229], чтобы пробудить любовь и никого не уничтожить, он целый год раскаивается на хлебе и воде, если он священник; непрофессионал, шесть месяцев; диакон — двое; священник — три; особенно если из-за этого (колдовства) женщина лишается плодов, по этой причине каждые шесть раз по 40 [дней], если она не совершала действие нежити (по-видимому, если женщина не умерла от этого акта).

7. Если священнослужитель совершит кражу, то есть украдет быка или лошадь, овцу или другое животное у своего соседа, если он сделает это один или два раза, пусть он сначала вернет это своему соседу, а [затем] покается в хлебе и воде в течение целого года. . Если у него есть эта привычка [частая практика] и он не может вернуться, он будет покаяться в течение трех лет на хлебе и воде.

8. 8. Но если какой-либо священнослужитель, диакон или другой высокопоставленный человек, который был священником с сыновьями и дочерьми, после своего обращения снова узнает свою жену и родит ей второго ребенка, дайте ему знать, что он совершил прелюбодеяние и согрешил не меньше, чем если бы он был им. священник с юности и согрешил с другой женщиной, потому что после того, как он дал обет Господу, его обет не состоялся. Поэтому давайте также позволим ему прожить семь лет на хлебе и воде.

9. Если какой-либо священнослужитель в споре ударит соседа и проливает кровь, полный год покаяния; если светское — 40 дней.

10. Если человек совершает половую аморальность с самим собой или с животным, его сажают в тюрьму на два года, если нет духовного порядка; но если он принес или принес присягу, он будет задержан на три года, если это будет запрещено по возрасту.

11 Если кто хочет женщину и не может исполнить ее, то есть не принимает женщину, пусть соблюдает шесть месяцев покаяния на хлебе и воде и воздерживается от вина, мяса и причащения на жертвеннике в течение всего года.

12 Если кто потеряет Святое Причастие, он покается в течение года. Если он из-за пьянства и жадности вырвет эти вещи и по неосторожности бросит их, то он будет наказан трижды по сорок дней за хлеб и воду; если его накажут на семь дней по состоянию здоровья.

Но речь шла о клериках и монахах вместе, а теперь о мирянах.

13. Кто совершил непреднамеренное убийство, то есть убил своего соседа, должен наказать три года безоружного изгнания на хлебе и воде; и через три года пусть он вернется в себя, оказывая преданность и служение соседу убитого, чтобы после возмещения ущерба они были объединены у алтаря по решению священника.

14. Если любой непрофессионал21. Если какой-либо мирянин вызывает кровотечение у своего соседа, ранит его гнев, или калечит его, он исцелит его; но если он не может заплатить, он в первую очередь будет выполнять работу своего ближнего, пока тот не заболеет, и он вызовет врача и, выздоровев, будет держать его в течение сорока дней на хлебе и воде.

22. Если какой-нибудь непрофессионал напьется, или напьется рвотой, или выпьет, его будут держать на хлебе и воде в течение недели.

23. Если кто-либо из мирян желает совершить прелюбодеяние или блуд с (уже) женихом и страстно желает жену своего соседа и не совершает ее, потому что женщина не позволяет ему этого, а он готов к блуду, пусть он исповедует свой грех священнику, а затем покаяние 40 дней на хлебе и воде.

24. Но если мирянин напивается возле храмов (фанум), если он совершает это по незнанию, пусть он оправдывается, чтобы не повторяться, и в течение 40 дней он будет раскаяться хлебом и водой. Однако, если он сделает что-то подобное из-за небрежности, то есть после того, как священник предупредит его, что это святотатство, а затем причащается за столом с демонами, если это совершается или повторяется только из-за порока жадности, то он теряется три раза за 40 дни на хлебе и воде; если это делается для поклонения демонам или идолам, теряются три года.

25. Если какой-либо мирянин по невежеству общается [общается] с бонозианцами (Бонозиус — епископ Сардики в конце 4-го века отрицал вечную девственность Марии. Его последователям также приписывают отрицание божественности Христа. Присутствие бонозианцев было характерно в начале 7-го века в окрестностях Люкселей) или других еретиков, (он) находится среди оглашенных, то есть отделен от других христиан, — пусть 40 дней и еще два раза по 40 дней среди худших христиан, то есть среди наказанных эпитетами, становится грехом безумного [нездорового, испорченного] общения. свободный. Если же кто-то совершает подобное по неосторожности, то есть после того, как священник извещает его, и [232] ему также запрещается осквернять себя причащением злобным приемом, — пусть на целый год три раза по 40 [дней] покаяния и два в другие годы он будет воздерживаться от вина и мяса, а затем, после возложения рук католическим епископом, позволит ему присоединиться к алтарю.

Наконец, добавляются более мелкие монашеские указы.

26. Если кто-то ночью выйдет из открытого забора (vallum), пусть накажет его на дополнительный пост; а если в день, [быть наказанным] 24 ударами, если никто не прорвет открытую дверь. Если кто-то определенно идет вперед один [полностью переходит за забор. —

В. Б

[…], — пусть будет наложено строгое покаяние.

27. Если мужчина, когда он хочет искупаться, омывается догола (Литр, «омывается все тело»). В этом контексте мы принимаем значение абсолюта как «все тело». См. Варианты О. Сибасса, Дж. Т. Макнила и Дж. Уокера. ) — Покаяние накладывается на дополнительную должность. Но если кто-то, законно купающийся в присутствии братьев, делает это стоя, разве что грязь протирать нужно посильнее — пусть поправят за 24 гребка.

28. Однако, если кто-то, даже находясь в ванне, не смывая грязь, обнажает свои колени или руки — пусть он не умывается шесть дней, то есть пусть этот бесстыдный охранник ванны не омывает его ноги до следующего дня Господня [воскресенья]. С другой стороны, монаху разрешается мыть ноги только стоя особо [скрыто]; хотя старейшине (старейшине) все же разрешается мыть ноги в общественных местах стоя, но мыть их с другим.

29. Но для воскресной проповеди все, кроме тех, кто отсутствует по чистой необходимости, должны собраться вместе, чтобы никто не мог пропустить проповедь, кроме повара и уборщика, которые также должны, если могут, приложить все усилия, чтобы прийти. когда звонит евангельский колокол (Текст: tonitmum — буквально «молния»). Возможный перевод — «голос Евангелия», «звук Евангелия».

Оцените статью